среда, 9 сентября 2020 г.

АДАМ


АДАМ
праотец, праведный, святой

Мы, православные, подчас не знаем своих святых. И одним из таковых является праотец Адам. Многие из православных могут в изумлении вопросить: как так? Святой православный? Но он так согрешил, что был изгнан из рая. Изгнанный из рая и святой? Как-то это не складывается воедино. Мы из-за него до сих пор страдаем в первородных грехах, а вы тут пишите о святости…

Давайте посмотрим на себя самих? Мы согрешаем? Да, безусловно. Но на что мы надеемся? На милость Божию и прощение грехов, не так ли? Почему же мы закрываем этот же самый путь для Адама, для своего ПРАОТЦА? Это мы такие добрые и любвеобильные?

Откройте православный календарь в разделе имён святых (например, православный календарь с тропарями и кондаками издательства Московской Патриархии 2020 года) и на странице 227 найдёте имя Адама, празднуемого Русской Православной церковью дважды в году: в неделю святых праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым) и в неделю святых отец (последнее воскресенье перед Рождеством Христовым). Нам покажется это удивительным, и даже невозможным. Более того, в списке святых мы найдём и праматерь Еву! Но как же так?…

Тихое, полное благодати объяснение нам даёт святитель Димитрий Ростовский:

"...Когда Адам был изгнан из Рая, он в первое время пребывал недалеко от Рая; взирая постоянно на него со своею помощницею, он непрестанно плакал, тяжко вздыхая из сердечной глубины при воспоминании о неизреченных райских благах, которых лишился и впал в столь великое злострадание ради малого вкушения заповедного плода.

Хотя наши прародители Адам и Ева согрешили пред Господом Богом и лишились прежней благодати, однако они не лишились веры в Бога: оба они были исполнены страха Господня и любви и имели надежду на свое избавление, данную им в откровении.

Богу было угодно их покаяние, непрестанные слезы и пощение, которым они смиряли душу за содеянное ими в Раю невоздержание. И призирал на них Господь милостиво, внимая их молитвам, творимым от сокрушения сердечного, и готовил им прощение у Себя, освобождая их от греховной вины, что ясно видно из слов книги Премудрости: «Сия (премудрость Божия) первозданного отца миру единосозданна сохрани и изведе его от греха его, даде же ему крепость содержати всяческая» (Прем. 10, 1-2).

Прародители наши Адам и Ева, не отчаиваясь в милости Божией, но уповая на Его человеколюбивое благоутробие, стали в покаянии своем изобретать виды служения Богу; начали они кланяться к востоку, где был насажден Рай, и молиться Создателю своему, а также и приносить Богу жертвы: или от стад овечьих, что, по смотрению Божию, было прообразованием жертвы Сына Божия, Которому предстояло быть закланным, как агнцу, во избавление человеческого рода; или же приносили от уроКогда Адам был изгнан из Рая, он в первое время пребывал недалеко от Рая; взирая постоянно на него со своею помощницею, он непрестанно плакал, тяжко вздыхая из сердечной глубины при воспоминании о неизреченных райских благах, которых лишился и впал в столь великое злострадание ради малого вкушения заповедного плода.

Так сами поступая, они и детей своих учили почитанию Бога и приношению Ему жертв и рассказывали им с плачем о райских благах, возбуждая их к достижению обещанного им от Бога спасения и наставляя на богоугодное житие.

По истечении шестисот лет от создания мира, когда праотец Адам истинным и глубоким покаянием благоугодил Богу, ему было (по свидетельству Георгия Кедрина) по Божию изволению от Архангела Уриила, князя и хранителя кающихся людей и ходатая о них пред Богом, известное откровение о воплощении Божием от Пречистой, безмужной и Приснодевствующей Девы. Если же было открыто о воплощении, то были открыты ему и прочие тайны нашего спасения, то есть о вольном страдании и смерти Христовой, о сошествии во ад и освобождении оттуда праведных, о тридневном Его пребывании во Гробе и восстании и о многих других Божиих тайнах, а также и о имевших потом быть многих вещах, как о развращении сынов Божиих Сифова племени, о потопе, о будущем Суде и об общем воскресении всех. И исполнился Адам великого пророческого дара, и стал он предсказывать будущее, восставляя грешников на путь покаяния, а праведных утешая надеждою спасения.

Святой праотец Адам, подавший первый пример как падения, так и покаяния и слезным рыданием, многими подвигами и трудами угодивший Богу, когда достиг 930 лет, по Божьему откровению познал приближающуюся свою кончину. Призвав свою помощницу Еву, сыновей и дочерей, а также созвав своих внуков и правнуков, он наставлял их, чтобы они жили добродетельно, исполняя волю Господню и всячески стараясь угождать Ему. Как первый пророк на земле, он возвестил им будущее. Преподав затем всем мир и благословение, умер смертию, на которую был осужден Богом за преступление заповеди. Смерть его постигла в день пятничный (по свидетельству святого Иринея), в который он прежде в Раю преступил заповедь Божию, и в тот же самый шестой час дня, в который он вкусил данной ему из рук Евиных заповеданной снеди…".

Будем же с Божией помощью и великой осторожностью проходить свой жизненный путь, избегая впадения в прелести и искушения.



СЛАВОСЛОВИЯ:

Тропарь, глас 2:

Верою праотцы оправдал еси,/ от язык теми предобручивый Церковь:/ хвалятся в славе святии,/ яко от семене их есть Плод благославен,/ без семене Рождшая Тя.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак, глас 6:

Рукописаннаго образа не почетше,. но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии,. в подвизе огня прославистеся,. среде же пламене нестерпимаго стояще,. Бога призвасте:. ускори, о Щедрый,. и потщися, яко Милостив, в помощь нашу,.. яко можеши хотяй.

Величание:

Величаем тя,/ в слезных молитвах предстоящий Богу отче наш Адаме,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.

Молитва святым праотцам Адаме и Еве:

К вам, прародителям нашим, о Адаме и Ево, прибегаем мы, немощная чада ваша.
Воззрите милостивно на нас с высоты небесныя вашея славы и будите нам помощницы во искушениях и соблазнех, от врага рода человеческаго нам прибывающих.
Аще и соблазнилися есте древле льстивными глаголы змиевыми и лишилися рая сладости, пребысте обаче остаток земныя жизни вашея в покаянии и сокрушении о неразумии своем, и тако снидосте во обители печали.
В последок же дний прииде Обетованный, еже сокрушити державу князя мира сего.
Пред спасительными же страданьми Своими предпосла ко отшедшим живота сего проповедника покаяния, иже бысть предтеча Его на земли и в преисподних земли.
Вы же с радостию послушасте словес сего, разумевающе, яко о семени вашем глаголет.
По мале же времене потрясеся ад и огорчися, сниде бо Разрушитель ада.
Огорчися ад, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть, огорчися, ибо умертвися, огорчися, ибо связася.
Вы же возвеселистеся и взыграсте духом, зряще Искупителя вашего, по плоти от вас происшедшаго, Бога же суща безначальна и Отцу соприсносущна.
Сице убо и нас сподобите земное сие и многоскорбное житие в покаянии преити, в будущей же жизни зрети выну Спасителя душ наших и Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом подобает честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* Акафист святым праотцам Адаму и Еве, прародителям рода человеческого.
* Канон святым праотцам.




Портал ПАЛОМНИК

Комментариев нет:

Отправка комментария

ВВЕДЕНИЕ В ЖИЗНЬ

В 1887 году в Санкт-Петербургском издательстве книготорговца И. Л. Тузова вышло второе издание капитального труда английского писате...